Аннотации статей, № 10, 2020 г.
« Назад 01.10.2020 00:00 Бесстыковой путь повышенной надежности
Ключевые слова: бесстыковой путь; эксплуатационные, климатические условия; динамика изменения веса рельсов; промежуточные рельсовые скрепления; подрельсовое основание. Чечельницкий Александр Иванович – начальник Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги». E-mail: ChechelnickiyAI@center.rzd Виногоров Николай Павлович – канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») E-mail: Malyavin.Denis@vniizht.ru Аннотация. В статье дается краткий анализ изменений конструкции бесстыкового пути, вызванные изменениями эксплуатационных и климатических условий его работы. Последнее связано, прежде всего, с расширением полигона его эксплуатации в регионах Сибири и Дальнего Востока, где одновременно наметился интенсивный рост объемов перевозок. При этом рассмотрена динамика изменения весовых характеристик рельсов и связанные с увеличением их веса изменений конструкций стыковых соединений, повышения требований к конструкции промежуточных рельсовых скреплений, подрельсового основания.
О ресурсе рельса и его предельном состоянии
Ключевые слова: предельное состояние, ресурс, рельс, трещина, дефект, конечно-элементная модель, прогнозирование. Абдурашитов Анатолий Юрьевич — канд. техн. наук, начальник отдела Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре (ПКБ И) — филиала ОАО «РЖД». Москва, Россия. E-mail: abd.an@mail.ru Аннотация. Приведен анализ исследований о предельном состоянии и ресурсе рельсов. Рассмотрены основные причины и механизм развития трещин в рельсах. Приведены данные о моделях развития трещин по дефекту 21.1, 21.2, 53.1, 69 на основе построения конечно-элементной модели рельса и оценены возможности прогнозирования дальнейшего развития трещин.
Изменения профиля рельсов в зоне сварного стыка
Ключевые слова: сварной стык, головка рельса, деформация, смятие, износ, интенсивность, полоса катания, пропущенный тоннаж, поперечный и продольный профиль. Богданов Олег Константинович — канд. техн. наук, ведущий инженер отдела пути и специального подвижного состава АО «ВНИКТИ». Коломна, Россия. E-mail: bogdanov-ok@vnikti.com Акашев Михаил Геннадьевич — ведущий инженер отдела пути и специального подвижного состава АО «ВНИКТИ». Коломна, Россия. E-mail: akashev-mg@vnikti.com Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований по оценке изменения рельсов в зоне сварного соединения в процессе эксплуатации. Установлено, что вертикальная деформация стыка состоит на 37,5 % из износа и на 62,5 % из смятия. Получены теоретические зависимости интенсивности вертикального смятия и износа в стыке от пропущенного тоннажа. Аналогичные зависимости получены для боковой деформации стыка.
О методах контроля устойчивости бесстыкового пути
Ключевые слова: бесстыковой путь, устойчивость пути, контроль устойчивости пути, метод расчета условий устойчивости. Новакович Василий Иванович — докт. техн. наук, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). E-mail: pph@kaf.rgups.ru Карпачевский Геннадий Владимирович — канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство» РГУПС. E-mail: pph@kaf.rgups.ru Залавский Николай Иванович — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» РГУПС. E-mail: pph@kaf.rgups.ru Зубков Евгений Николаевич — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» РГУПС. E-mail: pph@kaf.rgups.ru Аннотация. В статье кратко описана применяемая методика контроля устойчивости бесстыкового пути, отмечены ее недостатки, даны предложения для ее усовершенствования.
Работа рельсовых плетей в местах временного восстановления
Ключевые слова: бесстыковой путь, места временного восстановления плетей, продольные силы, деформации рельсов, риск температурного выброса и нарушения целостности плети. Карпущенко Николай Иванович — докт. техн. наук, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: kni@stu.ru. SPIN-код: 4396-4695. Аннотация. В настоящее время на сети дорог ОАО «РЖД» имеется 200 тыс. мест в рельсовых плетях, не восстановленных сваркой. В связи с этим возникла необходимость исследования напряженно-деформированного состояния рельсовых плетей в местах их временного восстановления под воздействием тормозной нагрузки поездов и изменений температуры. Для этой цели составлены и решены уравнения продольных колебаний рельсовых плетей с учетом неразрывности деформаций и упругого отпора основания по длине поезда, идущего в режиме торможения. Риск температурного выброса бесстыкового пути перед электровозом оценен сопоставлением продольных сжимающих сил от повышения температуры и воздействия поездной тормозной нагрузки. В связи с этим рекомендованы меры по повышению поперечной устойчивости пути. Для предотвращения нарушения целостности рельсовых плетей в местах их временного восстановления определены значения натяжения стыковых болтов и погонного сопротивления продольным деформациям в узлах рельсовых скреплений.
Результаты испытаний на выносливость металла пролетных строений
Ключевые слова: железнодорожные мосты, металлические пролетные строения, выносливость, долговечность, испытания, образцы, концентрация, напряжения, регрессия. Кондратов Валерий Владимирович — канд. техн. наук, заведующий отделом испытаний мостов и конструкций АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: imostov@yandex.ru Олеков Вячеслав Михайлович — канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: olekov48@mail.ru Румянцев Евгений Иванович — главный механик АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: lexacerato@jmail.com Аннотация. В статье приведены результаты испытаний на выносливость стальных образцов, вырезанных из элементов пролетных строений, находящихся в эксплуатации более 70 лет. Образцы для испытаний на выносливость изготавливались из фрагментов нижних поясов главных ферм и стенок продольных балок проезжей части замененных пролетных строений. Исследовалась долговечность как основного металла, так и образцов с концентраторами напряжений в виде круглых отверстий. Для оценки накопленных усталостных повреждений в зонах отверстий от удаленных заклепок было изготовлено несколько серий образцов. Проведенные исследования показали, что механические характеристики основного металла пролетных строений практически не меняются за 80—100 лет эксплуатации. Результаты испытаний на выносливость показали, что линейную гипотезу накопления усталостных повреждений в элементах эксплуатируемых пролетных строений при уровне напряжений ниже предела выносливости рассматриваемого соединения нельзя использовать для оценки долговечности и остаточного ресурса стальных мостовых конструкций.
Определение грузоподъемности металлических пролетных строений совмещенных мостов
Ключевые слова: совмещенные мосты, грузоподъемность, метод классификации, условия одновременного пропуска железнодорожных и автотранспортных нагрузок. Усольцев Андрей Михайлович — заведующий отделом СибНИИ мостов, Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: uam@stu.ru. SPIN-код: 6167-6140. Попова Екатерина Германовна — старший научный сотрудник СибНИИ мостов, Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: kgp@stu.ru Маликов Михаил Юрьевич — инженер СибНИИ мостов, Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: mixakad@mail.ru Аннотация. В связи с возрастающими подвижными нагрузками (как железнодорожными, так и автомобильными) актуальными становятся вопросы определения фактической грузоподъемности пролетных строений совмещенных мостов, по которым наряду с железнодорожной пропускается и автомобильная нагрузка, и определения режимов пропуска по ним эксплуатационной нагрузки. Традиционный метод классификации, при незначительной его адаптации, позволяет оценить грузоподъемность пролетных строений совмещенных мостов и рассчитать условия одновременного пропуска по ним фактически обращающихся железнодорожных и автотранспортных нагрузок.
Новый стандарт по неразрушающему контролю рельсов в пути
Ключевые слова: рельсы, неразрушающий контроль, нормативная документация. Дымкин Григорий Яковлевич — докт. техн. наук, профессор, заместитель генерального директора АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: gdymkin@niimostov.ru Рукавчук Юлия Петровна — научный сотрудник АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: ylyruk@mail.ru Этинген Илья Зусевич — заведующий лабораторией АО «НИИ мостов». Санкт-Петербург, Россия. E-mail: etingen@ndt.sp.ru Аннотация. В статье рассматриваются основные положения нового ГОСТ 34524—2019 «Рельсы железнодорожные. Контроль неразрушающий в условиях эксплуатации. Общие требования».
Повышение эффективности путевых машин
Ключевые слова: путевая техника, техническая диагностика, диагностические параметры, техническая экспертиза, технический аудит, мониторинг технического состояния. Абрамов Андрей Дмитриевич — канд. техн. наук, проректор по научной работе, Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: abramov@stu.ru. SPIN-код: 2062-0164. Кочергин Виктор Иванович — канд. техн. наук, зав. кафедрой «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: vkplus2011@yandex.ru. SPIN-код: 2949-7253. Коларж Сергей Александрович — старший преподаватель кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин», Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: kolarzhsa@mail.ru. SPIN-код: 2194-1402. Аннотация. В работе представлены предложения по обеспечению контроля качества ремонта путевой техники. В качестве базисных элементов контроля рассмотрены следующие инструменты: организация технического аудита, независимой экспертизы качества выполненных ремонтных работ; дистанционный мониторинг технического состояния машин; переход к системе технического обслуживания и ремонта по фактическому состоянию на основе создания цифровых диагностических карт, заполняемых перед ремонтом и непосредственно после его выполнения, и выбора оптимальных диагностических параметров. Приведено описание дистанционной системы мониторинга технического состояния путевых машин, установленной на машину Duomatic. |
Категории статей
|