Что происходит на концевых участках рельсовых плетей?
Путь и путевое хозяйство. 2025, № 11. С. 13—16.
Railway Track and Facilities. 2025;(11): 13—16.
КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.14
Что происходит на концевых участках рельсовых плетей?
Новакович Василий Иванович1, Карпачевский Геннадий Владимирович2, Корниенко Елена Владимировна3, Мироненко Евгений Викторович4, Горбачева Татьяна Петровна5
1докт. техн. наук, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС);
2канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС);
3канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС);
4канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС);
5аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС).
Аннотация. Анализируется работа элементов верхнего строения бесстыкового пути в пределах концевых участков рельсовых плетей. Установлено, что железобетонные шпалы в этих зонах совершают знакопеременные вращательные движения под действием продольных температурных сил и вертикальной нагрузки от поезда. Изменяясь, продольные силы в рельсах создают опасность потери устойчивости рельсошпальной решетки.
Ключевые слова: концевые участки плетей, кантование шпал, знакопеременные продольные силы, потеря устойчивости пути, ликвидация болтовых стыков сваркой.
DESIGN AND CONSTRUCTION
Original article
What happens at the end sections of rail strands?
Novakovich Vasily1, Karpachevsky Gennady2, Kornienko Elena3, Mironenko Evgeny4, Gorbacheva Tatiana5
1D.sci., Professor of the Department of «Path and Track Management», Rostov State Transport University (RSTU). pph@rgups.ru
2Ph.D., Associate Professor of the Department of PPH, Rostov State Transport University (RSTU).
3Ph.D., Associate Professor of the Department of PPH, Rostov State Transport University (RSTU).
4Ph.D., Associate Professor of the Department of PPH, Rostov State Transport University (RSTU).
5Assistant Professor, Department of PPH. Rostov State Transport University (RSTU).
Abstract. The work of the elements of the superstructure of the track within the end sections of the rail strands of a seamless track is analyzed. It is noted that reinforced concrete sleepers under a passing train perform alternating rotational movements within the end sections under the influence of longitudinal temperature and vertical forces from the train. The longitudinal forces in the rails change, creating the danger of loss of track stability.
Keywords: еnd sections of strands, turning of sleepers, alternating longitudinal forces, loss of track stability, elimination of bolted joints by welding.
Список источников
1. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2544р. М., 2017. 185 с.
2. Новакович В.И. Бесстыковой путь со сверхдлинными рельсовыми плетями: учебное пособие. М.: УМЦ ЖДТ, 2017. 165 с.
3. Боченков М.С. Исследование температурной работы концевых участков рельсовых плетей бесстыкового пути // Бесстыковой путь. М.: Трансжелдориздат, 1962. С. 61–96. (Труды ВНИИЖТа; вып.244).
4. Дутаев Х.Х. Сопротивления продольным перемещениям рельсов в стыках // Путь и путевое хозяйство. 2006. № 11. С. 28–29.
5. О проблемах бесстыкового пути при температурах рельсовых плетей ниже температуры их закрепления / Е.В. Мироненко, В.Н. Залавский, Н.С. Хадукаев, Т.П. Журавлева, А.Н. Коржакова // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 11. С. 27–28. EDN: ZEDHJF.
6. Об опасностях невидимой части «айсберга» / Г.В. Карпачевский, И.С. Бабадеев, А.В. Варданян и др. // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 3. С. 30–33. EDN:TQOTHT.
