К вопросу о снижении дефектности рельсов в стыковой зоне
Путь и путевое хозяйство. 2024, № 10. С. 11—13.
Railway Track and Facilities. 2024;(10): 11—13.
КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.03
К вопросу о снижении дефектности рельсов в стыковой зоне
Малявин Денис Александрович1, Клементьев Кирилл Владимирович2
1начальник отдела Научного центра «Инфраструктура» АО «ВНИИЖТ». Malyavin.Denis@vniizht.ru
2канд. техн. наук., научный консультант Научного центра «Инфраструктура» АО «ВНИИЖТ». Klementyev.Kirill@vniizht.ru
Аннотация. В статье рассмотрена одна из самых существенных проблем, влияющих на уровень отказов бесстыкового пути в условиях постоянно растущих объемов перевозок — дефектность рельсов в зоне стыка. Отмечено, что одними из самых многочисленных повреждений рельсов в стыках являются дефекты 21.1, 31.1, 33.1, 38.1, 43.1, 53.1. Рассмотрена и обоснована эффективность использования стыковых накладок с измененным распределением нагрузки на рельс в качестве метода борьбы с дефектами 33.1 и 53.1, общее число которых ежегодно превышает 5000 шт. Приведены результаты расчетов и моделирования напряжений в рельсе в стыковой зоне.
Ключевые слова: бесстыковой путь, рельсовый стык, дефект рельса, стыковая накладка, стыковой зазор.
DESIGN AND CONSTRUCTION
Original article
THE METHOD OF REDUCING RAIL DEFECTS IN THE RAIL JOINT
Malyavin Denis1, Klementiev Kirill2
1Head of the Department of the Scientific Centre «Infrastructure» of JSC «VNIIZHT». Malyavin.denis@vniizht.ru
2Ph.D., Scientific Consultant of the Scientific Centre «Infrastructure» of JSC «VNIIZHT».
Abstract. The article consider one of the most significant problems affecting the failure rate of a continuously-welded track with constantly growing traffic volumes — rail defects in the rail joint. It is noted that one of the most numerous are defects in the rail joint, which include defects in the drawings 21.1, 31.1, 33.1, 38.1, 43.1, 53.1. The effectiveness of using coverplates with a modified load distribution on the rail as a method of reducing the amount of defects 33.1 and 53.1, the total number of which is considered and justified annually exceeds 5000 pieces. The results of calculations and modeling of stresses in the rail in the rail joint are presented.
Keywords: continuously-welded track, rail joint, rail defect, coverplate, rail joint gap.
Список источников
1. Клокова О.О. Нагруженность рельсов в стыке и механизм развития дефекта 53.1 // Повышение эффективности и надежности работы рельсов: сборник научных трудов / ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1990. С. 71–79.
2. Шур Е.А. Повреждения рельсов. М.: Интекст, 2012. 191 с.
3. Влияние качества изготовления болтовых отверстий на надежность железнодорожных рельсов в зоне стыка / Е.А. Шур, И.А. Чурюмова, М.С. Бейзеров, И.Ф. Зайцев // Повышение эффективности и надежности работы рельсов: сборник научных трудов / ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1990. С. 80–89.
4. Клинов С.И., Кондратьев А.А. Высокопрочные болты // Путь и путевое хозяйство. 1988. № 1. С. 33–35.
5. Кондратьев А.А. Технико-экономическая эффективность применения высокопрочных болтов в рельсовых стыках // Повышение уровня использования и надежности железнодорожного пути межвузовский сборник. М., 1988. С. 83–96. (Труды МИИТа; вып. 796).
6. Повышение стабильности пути в зоне стыков за счет применения упругих подшпальных прокладок / В.О. Певзнер, М.М. Железнов, В.Н. Каплин, В.В. Третьяков, М.Н. Мысливец, А.С. Томиленко // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2016. Т. 75, № 3. С. 140–146.
7. Суворов Е.В. Конструкция рельсового стыка с накладками шарнирного типа // Управление надежностью железнодорожного пути: сборник научных трудов / ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1991. С. 95–101.
8. Лысюк В.С. Управление надежностью бесстыкового пути интенсивными методами // Управление надежностью железнодорожного пути: сборник научных трудов / ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1991. С. 24–41.
9. Виногоров Н.П., Клементьев К.В. Как повысить надежность стыка: возможные варианты // Путь и путевое хозяйство. 2021. № 5. С. 21–23.