Напряженное состояние пути при использовании устройства для выравнивания рельсовой нити
Путь и путевое хозяйство. 2025, № 1. С. 29—33.
Railway Track and Facilities. 2025;(1): 29—33.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.3
Напряженное состояние пути при использовании устройства для выравнивания рельсовой нити
Сычёв Вячеслав Петрович1, Сычёва Анна Вячеславовна2, Овчинников Дмитрий Владиславович3
1докт. техн. наук, профессор кафедры «Транспортное строительство», Российский университет транспорта. Москва, Россия, vp@vpm770.ru
2канд. техн. наук, доцент кафедры «Здания и сооружения на транспорте», Российский университет транспорта. Москва, Россия, anna@vpm770.ru
3канд. техн. наук, старший научный сотрудник Управления научных работ, Самарский государственный университет путей сообщения. Самара, Россия, ovchinnikov@samgups.ru
Аннотация. В статье обосновывается возможность применения подрельсового устройства для выравнивания в профиле рельсовой нити при оперативном восстановлении пути на основе оболочек, наполняемых под давлением воздухом. Проведено моделирование установки устройства на типовую конструкцию с рельсами Р65 и промежуточными скреплениями ЖБР-Ш.
В среде конечно-элементного анализа построены математические модели участка пути с подрельсовым основанием для выравнивания рельсовой нити. Результаты расчетов напряженно-деформированного состояния пути под устройством не выявили ограничений на применение данной конструкции по предельному напряженному состоянию.
Ключевые слова: железнодорожный путь, рельс, подрельсовое устройство, моделирование, конечно-элементный анализ.
PROBLEMS AND SOLUTIONS
Original article
The stressed state of the track when using a device for alignment of the rail thread
Sychev Vyacheslav1, Sycheva Anna2, Ovchinnikov Dmitry3
1Dr.Sci., Professor of the Department of Transport Construction, Russian University of Transport. Moscow, Russia. vp@vpm770.ru
2Ph.D., Associate Professor of the Department of Buildings and Structures in Transport, Russian University of Transport. Moscow, Russia. anna@vpm770.ru
3Ph.D., Senior Researcher at the Department of Scientific Works, Samara State University of Railway Engineering. Samara, Russia. ovchinnikov@samgups.ru
Abstract. The article substantiates the possibility of using a sub-rail device for alignment in the profile of a rail thread during rapid track restoration based on shells filled with pressurized air. A simulation of the installation of the device on a standard structure with rails R65 and intermediate fasteners ZhBR-Sh was carried out. In the environment of finite element analysis, mathematical models of a section of track with a sub-rail base for leveling the rail thread are constructed. The results of calculations of the stress-strain state of the track under the device did not reveal restrictions on the use of this design in terms of the ultimate stress state.
Keywords: railway track, rail, underrail device, modeling, finite element analysis.
Список источников
1. Сычёв В.П., Сычёва А.В. Оперативное восстановление рельсовой нити по уровню // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 3. С. 20–21. EDN: QCCHCN.
2. Патент № 2786891 РФ, E01B 23/00. Подрельсовое устройство и способ оперативного восстановления рельсовой нити по уровню / Сычёв В.П. № 2022119094; заявл. 13.07.2022; опубл. 26.12.2022; Бюл. № 36.
3. Альбом элементов и конструкций верхнего строения железнодорожного пути: утв. главным инженером Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» В.М. Ермаковым 19.12.2011.
4. Овчинников Д.В. 3D-моделирование напряженно-деформированного состояния элементов пути // Железнодорожный транспорт. 2023. № 3. С. 50–53. EDN: YIKCZQ.
5. Исследование особенностей динамической реакции верхнего строения железнодорожного пути от подвижного состава на основе модели трансверсально-изотропной пластины на деформируемом основании / А.А. Локтев, А.В. Сычёва, Е.В. Запольнова, В.П. Сычёв, В.Г. Дмитриев // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2018 № 2. С. 55–65. EDN: XNSMXB.
6. Оценка напряженно-деформированного состояния рельсов при различных условиях эксплуатации на основе моделирования методом конечных элементов / А.Ю. Абдурашитов, Д.В. Овчинников, В.П. Сычёв, А.В. Сычёва // Известия Транссиба. 2023. № 1 (53). С. 62–73. EDN: BIARZU.
7. Rails life cycle evaluation depending on the operating conditions / V.P. Sychev; D.V. Ovchinnikov; A.Yu. Abdurashitov; V.A. Pokatsky; A.V. Sycheva // International Transport Scientific Innovation: ITSI-2021: AIP Conference Proceedings. 2023. Vol. 2476, No 1. 020010. DOI: https://doi.org/10.1063/5.0104545.
8. Верификация математических моделей и проведение расчетов предельного состояния и эксплуатационного ресурса по комплексному показателю долговечности рельсов с учетом кодов дефектов 21.1;21.2;53.1;69 / Д.В. Овчинников, В.А. Покацкий, А.Ю. Абдурашитов, П.В.Сычёв // Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство. 2018. Т.13, № 13 (13). С. 16–28. EDN: YQOLNJ.