Новые подходы к проектированию земляного полотна ВСМ

Путь и путевое хозяйство. 2024, № 9. С. 11—12.

Railway Track and Facilities. 2024;(9): 11—12.

 

КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ

 

Научная статья

УДК 625.122

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ВСМ

 

Федоренко Евгений Владимирович

канд. геол.-минерал. наук, научный консультант, НИП-Информатика. Санкт-Петербург, Россия, geotehnikfd@mail.ru

 

Аннотация. Проектирование и строительство высокоскоростных магистралей привело к появлению новых критериев проектирования. Расчетная осадка земляного полотна ВСМ должна быть определена на длительный период времени. Это требует пересмотра принципов получения исходных данных для расчетов и самих методов расчетного обоснования проектных решений. Необходимо учесть не только фильтрационную консолидацию, но и длительную осадку вследствие ползучести. В статье описаны проблемы взаимодействия изыскателей и проектировщиков и их урегулирование для получения надежных и экономичных проектных решений.

Ключевые слова: ВСМ, расчеты и проектирование насыпей, геотехника, численное моделирование, ползучесть, осадка, консолидация, МКЭ.

 

DESIGN AND CONSTRUCTION

 

Original article

New approaches to the design embankment of the high-speed train road

 

Fedorenko Evgeny

Candidate of Geological and Mineralogical Sciences, scientific consultant, NIP-Informatics. St. Petersburg, Russia, geotehnikfd@mail.ru

 

Abstract. The design and construction of high-speed highways (HSR) has led to the emergence of new design criteria. The calculated draft of the roadbed should be determined for a long period of time (for decades), which is associated with the design features of the path. This requires a revision of the principles of obtaining initial data for calculations and the methods of calculation justification of design decisions themselves. It is necessary to take into account not only filtration consolidation, but also long-term precipitation due to creep. In accordance with the results obtained, design organizations can decide on the need for reinforcement and perform a feasibility comparison of options with an assessment of financial costs. The article describes the problems of interaction between prospectors and designers and their settlement in order to obtain reliable and economically feasible design solutions.

Keywords: high-speed train road; calculations and design of embankments, geotechnics, numerical modeling, creep, settlement, consolidation, FEM.

 

Список источников

 

1. СП 238.1326000.2015. Железнодорожный путь. Введ. 01.07.2015 / Минтранс России. М., 2015. 71 с.

2. СТУ 5. Земляное полотно участка Москва–Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань–Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству. (в ред. от 26.04.2017 № 14575-ЛС/) / ПГУПС. СПб., 2016. URL https:// www.pgups.ru/science/science-news-in-the-field-of-transport/high-speed-transport/?ysclid=ltcyom5dy543224951.

3. Методика расчета осадки земляного полотна железнодорожного пути: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 18.02.2022 № 423/р.

4. Шашкин А.Г., Парамонов В.Н., Шашкин К.Г. Сумерки разума в геотехнике. Часть 2. Высокоскоростные железнодорожные магистрали и нормы проектирования // Геотехника. 2016. №. 3. С. 66–77.

5. ОДМ 218.3.120-2020. Методические рекомендации по расчету насыпей автомобильных дорог на слабых грунтах основания с применением геосинтетических материалов: утв. Распоряжением Росавтодора от 11.09.2020 № 2848-р. М., 2020. 90 с.

6. Рекомендации по определению параметров ползучести и консолидации грунтов лабораторными методами / Произв. и НИИ по инженерным изысканиям в строительстве. М.: Стройиздат, 1989. 59 с

7. ГОСТ 12248.4—2020. Грунты. Определение характеристик деформируемости методом компрессионного сжатия. Введ. 01.06.2021. Изм. 01.07.2023. М.: Стандартинформ, 2020.

8. Месчан С.Р. Механические свойства грунтов и лабораторные методы их определения. М.: Недра, 1974. 191 с.

9. Шукле Л. Реологические проблемы механики грунтов. М.: Стройиздат, 1973. 485 с.

10. ГОСТ Р 58326—2018 Грунты. Метод лабораторного определения параметров переуплотнения. Введ. 01.06.2019. М.: Стандартинформ, 2018.

11. Железнодорожный путь: учебник / под ред. Е.С. Ашпиза. М.: УМЦ ЖДТ, 2013. 544 с.