Об эффективности контроля шейки рельса мобильными средствами

Путь и путевое хозяйство. 2023, № 12. С. 9—12.

Railway Track and Facilities. 2023;(12): 9—12.

 

 

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА

Научная статья

УДК 620.179.16

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ ШЕЙКИ РЕЛЬСА МОБИЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Мосягин Владимир Валентинович1, Шилов Максим Николаевич2, Маховиков Сергей Петрович3, Рыбаков Валерий Николаевич4

1Кандидат технических наук, начальник отдела методов и средств неразрушающего контроля АО «Радиоавионика». Санкт-Петербург, Россия. mosyagin@radioavionica.ru

2Кандидат технических наук, директор научно-технического комплекса средств неразрушающего контроля АО «Радиоавионика». Санкт-Петербург, Россия.

3Директор научно-технического центра мобильных средств НК АО «Радиоавионика». Санкт-Петербург, Россия.

4Начальник вагона по диагностике объектов инфраструктуры Южно-Уральской железной дороги — филиала ОАО «РЖД». v.rybakov@list.ru

 

Аннотация. Ежегодно свыше 30 % изломов рельсов происходят по дефектам шейки рельса, не выявляемым средствами сплошного контроля. В статье рассмотрено несколько технических решений по обнаружению таких дефектов ультразвуковыми методами, которые используют современные мобильные средства диагностики. Показан также подход к перспективным средствам на базе искательных систем скольжения и качения.

Ключевые слова: дефектоскопия рельсов, неразрушающий контроль, дефект, ультразвуковой контроль, мобильные средства диагностики.

 

CONTROL AND DIAGNOSTICS

Original article

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ULTRASONIC INSPECTION OF RAIL BY MOBILE MEANS

 

Mosyagin Vladimir1, Shilov Maxim2, Makhovikov Sergey3, Rybakov Valery4

1Ph.D., Head of the Department techniques and devices of railway NDT, Radioavionica Corporation. Saint-Petersburg, Russia. mosyagin@radioavionica.ru

2Ph.D., Director of the scientific and technical complex of non-destructive testing means, Radioavionica Corporation. Saint-Petersburg, Russia.

3Director of the Scientific and Technical Center for Mobile Non-Destructive Testing Radioavionica Corporation. Saint-Petersburg, Russia.

4Head of the carriage for diagnostics of infrastructure facilities JSC «Russian Railways». v.rybakov@list.ru

 

Abstract. Annually more than 30 % of real fractures occur due to rail web defects that are not detected by the continuous ultrasonic testing in operation. The authors have considered several technical solutions to the detection of defects in the web of rails by ultrasonic inspection techniques. These solutions are implemented in modern diagnostic railcars. An approach to promising diagnostic railcar based on sliding and rolling search systems is also shown.

Keywords: rail flaw detection, non-destructive testing, defect, ultrasonic testing, mobile diagnostic tools.

 

Список источников

 

1. Рословец А.А. Диагностика и мониторинг пути: современное состояние и перспективы // Путь и путевое хозяйство. 2017. № 11. С. 2–7.

2. Повышение качества ультразвукового контроля болтовых стыков мобильными средствами / В.В. Мосягин, С.А. Похоруков, С.П. Маховиков, С.А. Пономарев // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 2. С. 28–30. – EDN NGMOLL.

3. Применение продольных волн при наклонном вводе ультразвуковых колебаний для повышения эффективности дефектоскопии рельсов / А.А. Марков, В.В. Мосягин, С.Л. Молотков, Г.А. Иванов // Контроль. Диагностика. 2021. Т. 24. № 8 (278). С. 4–13. DOI 10.14489/td.2021.08.pp.004-013. – EDN KIWZRY.

4. Пат. № 2715885 РФ G01N 29/04. Способ высокоскоростного ультразвукового контроля рельсов/ В.В. Мосягин, С.А. Васильев, С.П. Маховиков; патентообладатель ОАО Радиоавионика; № 2019125071: заявл. 06.08.2019: опубл. 04.03.2020. – EDN GMWGOP.

5. Мосягин В.В., Марков А.А. Повышение выявляемости дефектов в рельсах со значительным износом // Путь и путевое хозяйство. 2014. № 4. С. 15–17. — EDN SCOTXD