Предупреждение предразрывного состояния рельсовой плети магнитным методом

Путь и путевое хозяйство. 2025, № 3. С. 20—24.

Railway Track and Facilities. 2025;(3): 20—24.

 

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА

 

Научная статья

УДК 620.179.14

Предупреждение предразрывного состояния рельсовой плети магнитным методом

 

Марков Анатолий1, Антипов Андрей2, Кондратьев Роман3, Ефимова Анна4

1д.т.н., заместитель генерального конструктора по развитию методов и средств НК, АО «Радиоавионика». Санкт-Петербург, Россия. anarmarkov@gmail.com

2к.ф-м.н., старший научный сотрудник, АО «Радиоавионика», Санкт-Петербург, Россия.

3заместитель начальника Санкт-Петербургского центра диагностики и мониторинга НК.

4инженер, АО «Радиоавионика». Санкт-Петербург, Россия.

 

Аннотация. В работе представлены результаты определения величин стыковых зазоров рельсового пути магнитным методом в сложных зимних условиях. Методика основана на обработке сигналов, полученных с помощью вагона-дефектоскопа с электромагнитами на осях колесных пар. Проведено сравнение результатов магнитного метода с результатами ручных измерений и данными видеоконтроля на участке протяженностью 169 км при средней температуре рельсов -12 °С. Показана высокая достоверность (более 95 %) магнитного метода определения величин стыковых зазоров. Выявлены стыковые зазоры, превышающие нормативные значения и требующие приведения их в норму. Результаты исследования имеют практическую значимость для повышения безопасности движения поездов и оптимизации текущего содержания железнодорожного пути.

Ключевые слова: магнитный метод, рельсовая дефектоскопия, разрыв рельса, болтовой стык, стыковой зазор, бесстыковой путь, намагничивающая система.

 

CONTROL AND DIAGNOSTICS

 

Original article

Prevention of pre-rupture condition of rail tracks using the MFL method

 

Markov Anatoliy1, Antipov Andrey2, Kondratiev Roman3, Efimova Anna4

1D.Sci., Head of the Department «Methods and means of nondestructive testing», Radioavionica JSC. St. Petersburg, Russia. anarmarkov@gmail.com

2Ph. D, senior researcher, Radioavionica JSC, St. Petersburg, Russia.

3Deputy Head of the St. Petersburg Center for Diagnostics and Monitoring of NDT.

4Engineer, Radioavioniсa JSC. St. Petersburg, Russia.

 

Abstract. The paper presents the results of determining the values of railway track joint gaps using a magnetic flux leakage (MFL) method in difficult winter conditions. The technique is based on processing signals obtained using a flaw-detector car with electromagnets on the axles of wheel pairs. The results of the MFL method are compared with the results of manual measurements and video monitoring data on a 169 km section at an average rail temperature of -12 °C. High reliability (over 95%) of the MFL method for determining the values of track joint gaps is demonstrated. Joint gaps exceeding standard values and requiring their normalization are revealed. The results of the study are of practical importance for improving train traffic safety and optimizing the current maintenance of the railway track.

Keywords: magnetic flux leakage, MFL, rail NDT, rail break, bolted rail joint, rail joint gap, continuous welded track, magnetizer.

 

Список источников

 

1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288р (в ред. от 13.12.2023).

2. Стоянкович Г.М., Пупатенко В.В. Температурные деформации в зоне уравнительных пролетов бесстыкового пути // Путь и путевое хозяйство. 2019. № 6. С. 34–37. EDN: NCPQLA.

3. Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.02.2020 № 436р (в ред. от 01.04.2021).

4. Марков А.А., Антипов А.Г., Максимова Е.А. Оценка зазоров в болтовых стыках рельсов магнитным методом // Путь и путевое хозяйство. 2023. № 9. С. 26–28; № 10. С. 21–23. EDN: WLGJDV.

5. Марков А.А., Антипов А.Г., Максимова Е.А. Автоматизация измерения стыковых зазоров рельсового пути магнитным методом // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2024. Т. 83, № 2. С. 149–160. EDN: NQBDLA.

6. Патент № 2793171 РФ, B61K 9/08. Способ оценки стыковых зазоров рельсов железнодорожного пути / Антипов А.Г., Марков А.А., Максимова Е.А.; патентообладатель АО «Радиоавионика». № 2022131896; заявл. 06.12.2022; опубл. 29.03.2023; Бюл. № 10.