Влияние подшпальных прокладок на работу балластной призмы из щебня фракции 10–63 мм
Путь и путевое хозяйство. 2025, № 4. С. 16—19.
Railway Track and Facilities. 2025;(4): 16—19.
КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.142:625.141
Влияние подшпальных прокладок на работу балластной призмы из щебня фракции 10–63 мм
Ашпиз Евгений Самуилович1, Дылёв Егор Олегович2
1докт. техн. наук, заведующий кафедры «Путь и путевое хозяйство», Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия. geonika@inbox.ru. SPIN-код: 5412-7662.
2аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство» Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия. dylev.egor@mail.ru. SPIN-код: 6475-9848.
Аннотация. Описано моделирование работы балластной призмы под циклической нагрузкой, в результате которого выявлено снижение интенсивности деградационных процессов в балласте при применении в конструкции пути подшпальных прокладок.
Ключевые слова: подшпальные прокладки, деформированное состояние балластного слоя, осадка балласта, зерновой состав, лабораторное моделирование.
DESIGN AND CONSTRUCTION
Original article
THE INFLUENCE OF SLEEPER GASKETS ON THE OPERATION OF A BALLAST PRISM MADE OF CRUSHED STONE FRACTIONS FROM 10 TO 63 MM
Ashpiz Evgeniy1, Dylev Egor2
1D.Sci, Head of the Department of Track and Track Management, Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russian. geonika@inbox.ru
2Postgraduate at the Department of Track and Track Managemen, Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russian. dylev.egor@mail.ru
Abstract. Modeling of the operation of a ballast prism under cyclic load is described, as a result of which a decrease in the intensity of degradation processes in the ballast was revealed when using sleeper gaskets in the track structure.
Keywords: under sleeper pads, stress-strain state of the track, test in service.
Список источников
1. Подшпальные прокладки в пути на балласте // Железные дороги мира. 2011. №8. С. 74–77.
2. Барабошин В.Ф. Повышение стабильности пути в зоне рельсового стыка. М: Транспорт, 1978, 45 с.
3. Шафрановский А.К. Выправка пути в заключительной стадии стабилизации щебеночной призмы // Стабилизация щебеночного основания железнодорожного пути. М., 1961. С. 71–98. (Труды ВНИИЖТ; Вып. 217).
4. Желнин Г.Г., Кузнецов В.В. Снижение динамического воздействия на путь в стыках // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: сборник научных трудов третьей научно-практической конференции. М.: МИИТ, 2000. С. 6–10.
5. Каплин В.Н. Текущее содержание пути в зоне рельсовых стыков на особо грузонапряженных линиях с применением упругих подшпальных прокладок: дис. … канд. техн. наук: 2.9.2: Место защиты: РУТ (МИИТ). М., 2022. 126 с.
6. Ашпиз Е.С. Мониторинг эксплуатируемого земляного полотна: Теоретические решения и практическое применение: дис. … д-ра. техн. наук: 05.22.06 / Место защиты: МГУПС МПС РФ. М., 2002. 396 с.
7. Федоров В.И. Прогноз прочности и сжимаемости оснований из обломочно-глинистых грунтов. М.: Стройиздат, 1988. 128 с.
8. СП 119.13330.2024 Железные дороги колеи 1520 мм. СНиП 32-01-95. М.: ФГБУ «РСТ», 2024. 186 с.
9. Определение предпочтительного минералогического и зернового состава щебеночного балласта для конструкции железнодорожного пути, обеспечивающей наработку 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа: отчет о НИР / ПГУПС; рук. темы А.Ф. Колос. СПб., 2022. 98 с.
10. Технические требования к конструкции железнодорожного пути и системе его технического обслуживания, обеспечивающей наработку пропущенного тоннажа 2,5 млрд тонн брутто: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 21.09.2021 № 1508 (в ред. от 13.04.2023 № 931/р).
11. ЦДИ.02.2020 Прокладки подшпальные. Технические требования, утвержденные от 07.05.2020 № ЦДИ-322.
12. Современные конструкции верхнего строения пути / под ред. В.Г. Альбрехта, А.Ф. Золотарского. М.: Транспорт, 1975. 279 с.