Аннотации статей, № 03, 2020 г.
« Назад 01.03.2020 00:00 О взаимодействии в системе «колесо—рельс» на участках высокоскоростного движения
Ключевые слова: железнодорожный путь, очертание профилей колес и рельсов, контактные напряжения, подуклонка рельсов, ширина колеи. Лисицын Андрей Иванович — ОАО «Российские железные дороги», директор Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре (ПКБ И). Москва, Россия. E-mail: alis2008@mail.ru Абдурашитов Анатолий Юрьевич — канд. техн. наук, начальник отдела ПКБ И — филиала ОАО «РЖД». Москва, Россия. E-mail: abd.an@mail.ru Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействия в системе «колесо—рельс» на участках высокоскоростного движения и предлагаются мероприятия по снижению уровня взаимодействия, в том числе за счет оптимизации содержания колес и рельсов.
Контактные напряжения при различном расположении колеса и рельса
Ключевые слова: метод конечных элементов, теории упругости, пятно контакта, контактные напряжения, средний круг катания, подуклонка рельсов. Покацкий Владимир Афанасьевич — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия. E-mail: vap56@mail.ru. SPIN-код: 1323-8872. Овчинников Дмитрий Владиславович — канд. техн. наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Путь и путевое хозяйство» Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия. E-mail: d-mon38@yandex.ru. SPIN-код: 2384-0535. Галлямов Дамир Ильдарович — аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство» Самарского государственного университета путей сообщения. Самара, Россия. E-mail: gallyamov_damir@bk.ru. SPIN-код: 3896-0667. Аннотация. Стратегия развития холдинга «РЖД» предполагает дальнейшее увеличение как нагрузки на ось, так и длины поезда. Повышение осевых нагрузок неизбежно вызывает рост механических напряжений в зоне контактирования колеса и рельса, а также во всех элементах подрельсового основания. При движении экипажа положение колесной пары по отношению к рельсам существенно меняется, приводя к возникновению различных сочетаний контактных зон колеса и рельса. Даже при условии постоянной осевой нагрузки нормальные напряжения будут изменяться из-за различия в радиусах кривизны контактирующих поверхностей этих зон. В реальных условиях количественная оценка параметров взаимодействия может быть выполнена только с применением численных методов моделирования. Для решения поставленной задачи разработана объемная конечно-элементная модель, смоделированная с полным геометрическим подобием натурным конструкциям, мощностью более 300 тыс. узлов. Выполненные расчеты показывают, что увеличение осевой нагрузки с 6 до 30 тс (в пять раз) приводит к увеличению контактных напряжений в 1,5—1,8 раза. Изменение зоны контакта в пределах поверхности катания рельса радиусом 500 мм вызывает колебания контактных напряжений в пределах 3 %. Смещение зоны контакта колеса относительного среднего круга катания более 30 мм приводит к росту контактных напряжений более чем в два раза при неизменности осевых нагрузок. Как правило, это наблюдается в крутых кривых по внутренней нити. Значительный рост контактных напряжений возникает при контактировании колеса зоной перехода профиля с коничности 1/10 к коничности 1/3,5; при этом уровень контактных напряжений возрастает более чем в четыре раза. Это приводит к значительному вертикальному износу и появлению канавки в средней части головки рельса, сплыву металла и уширению головки рельса, ухудшению качества дефектоскопирования (или невозможности его проведения) в связи с отслоением и выкрашиванием поверхности катания рельса.
Снижение уровня шума вблизи железной дороги
Ключевые слова: железнодорожный путь, транспортный шум, вибрация, жиля застройка, способы защиты, шумозащитный экран, шумопоглотитель. Манаков Алексей Леонидович — докт. техн. наук, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: public@stu.ru Карпущенко Николай Иванович — докт. техн. наук, профессор, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: kni@stu.ru Величко Дмитрий Валерьевич — канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой «Путь и путевое хозяйство» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: vdv.nsk@mail.ru Аннотация. В статье приведены сведения об основных факторах образования железнодорожного шума, о санитарных нормах, об основных способах защиты близлежащей территории на различных стадиях излучения и распространения шума. Приведены примеры расчетов по обоснованию эффективности применения способов защиты жилой застройки от поездного шума на участках с интенсивным скоростным движением и даны предложения о параметрах шумозащитных экранов.
О специализации баз ПМС
Ключевые слова: специализация, производственная база, ПМС, техника, сборка, ремонт, рельсошпальная решетка. Пикалов Александр Сергеевич — канд. техн. наук, начальник отдела разработки и внедрения новых проектов Центральной дирекции по ремонту пути ОАО «Российские железные дороги». Москва, Россия. E-mail: Pikalov_alex@mail.ru Клементов Алексей Сергеевич — канд. техн. наук, заместитель начальника отдела Хабаровского центра путевых звеносборочных линий и машин отделения пути и путевых машин Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре ОАО «Российские железные дороги». Хабаровск, Россия. E-mail: Klementov2011@yandex.ru Скрипачев Иван Федорович — канд. техн. наук, профессор кафедры «Транспортно-технологические комплексы» Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Хабаровск, Россия. E-mail: Iskripachev@mail.ru Куликов Олег Николаевич — аспирант, преподаватель Новосибирского техникума железнодорожного транспорта — структурного подразделения Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: kulikovon@live.ru Аннотация. Рассмотрены и проанализированы современные направления производственной деятельности ЦДРП в виде специализации производственных баз ПМС, оснащения их современной техникой сборки, ремонта и демонтажа РШР.
Автоматизация дозированной выгрузки щебня
Ключевые слова: планово-предупредительная выправка, хоппер-дозатор ВПМ-770, технологический процесс, АСУ ТП, микропроцессорная система «Навигатор», ВНИИЖТ-МАТЕСС, ALC, ВПР-02М. Сычев Петр Вячеславович — магистр Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: vp@vpm770.ru Юдин Андрей Николаевич — магистрант Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: andrei_saratov@inbox.ru Аннотация. Приведены результаты экспериментальной проверки предложенной технологии выправки пути на основе применения хоппер-дозатора ВПМ-770 и проведена оценка возможности ее автоматизации за счет создания АСУ ТП планово-предупредительной выправки железнодорожного пути. Эксперимент проводился на полигоне Приволжской дирекции инфраструктуры на участке Кочетовка—Саратов с 848 по 852 км, в ходе которого выполнялись предварительная измерительная поездка с расчетом выправки, запись просадок рельсовых нитей и расчет потребного объема щебня для подъемки пути. Выправку проводили машиной ВПР-02М. Впоследствии были проанализированы показания вагона-путеизмерителя по геометрии рельсовой колеи до выправки и после, по результатам которого установлено снижение отступлений. Кроме того, показан экономический эффект при внедрении автоматизированного процесса выправки.
Прогноз температурных воздействий на рельсы с помощью нейронных сетей
Ключевые слова: бесстыковой путь, температурные интервалы, нейронная сеть, прогноз температуры. Замуховский Александр Владимирович — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: miit.ppx@inbox.ru Манюгина Екатерина Андреевна — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: miit.ppx@inbox.ru Журавлев Андрей Сергеевич — ведущий инженер научно-исследовательской путеиспытательной лаборатории кафедры «Путь и путевое хозяйство» Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: miit.ppx@inbox.ru Аннотация. Для обеспечения безопасной работы бесстыкового пути температура рельса должна постоянно контролироваться. Поэтому очень важно оценивать динамику изменения этих температур как по дням года, так и по времени суток, а также иметь возможность прогнозировать эти температуры на определенные временные интервалы. В нашем случае нейронная сеть должна вычислять температуру рельсов на основе определенных исходных данных. Описанная в статье нейронная сеть дает достаточно точные для практического применения результаты и позволяет решить задачу прогнозирования уровня температурных воздействий на рельсы.
Определение остаточных напряжений в старогодных рельсах
Ключевые слова: остаточные напряжения, старогодные рельсы, высокочастотные испытания, микроструктура, микротвердость. Локтев Алексей Алексеевич — докт. физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное строительство» Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: aaloktev@yandex.ru Гридасова Екатерина Александровна — канд. техн. наук, доцент кафедры Сварочного производства Дальневосточного федерального университета. Владивосток, Россия. E-mail: olvin@list.ru Королев Вадим Вадимович — канд. техн. наук, доцент кафедры «Транспортное строительство» Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия. E-mail: Korolevadim@mail.ru Аннотация. В статье авторы предлагают перед повторным использованием рельсовых плетей провести ряд исследований с помощью математической модели динамического поведения рельсового сегмента и методики проведения высокочастотных испытаний с изучением микроструктуры и микротвердости образцов старогодных рельсов. Ссылка для цитирования: Локтев А.А., Гридасова Е.А., Королев В.В. Возможность определения остаточных напряжений в рельсах перед повторным использованием их в пути посредством высокочастотных испытаний /А.А. Локтев, Е.А. Гридасова, В.В. Королев //Путь и путевое хозяйство. 2020. № 3. С. 30—33.
Влияет ли масса шпалы на сопротивление сдвигу в балласте?
Ключевые слова: сопротивление балласта, вязкость балласта. Новакович Василий Иванович — докт. техн. наук, профессор кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: pph@kaf.rgups.ru Мироненко Евгений Викторович — аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: zhenia.mironenko@yandex.ru Хадукаев Нур-Али Супьянович — аспирант кафедры «Путь и путевое хозяйство» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС). Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: ali-khadoukaev@rambler.ru Аннотация. Сопротивление щебня сдвигу шпалами в значительной степени влияет на устойчивость бесстыкового пути, поскольку является одной из основных реактивных сил, противодействующих активной продольной силе. В связи с этим изучение погонного сопротивления и факторов, влияющих на него, производилось на протяжении многих лет и поныне является актуальной задачей. В настоящей статье описывается влияние массы шпалы на ее сопротивление сдвигу в балласте. Для решения данного вопроса были проведены экспериментальные исследования с учетом динамического воздействия проходящих поездов.
Цифровизация при проектировании криволинейных участков
Ключевые слова: проектирование, переходные и вертикальные кривые, требования, пространственная кривая, путь, совмещенная, биклотоидная кривая, суммарные силы. Аккерман Геннадий Львович — докт. техн. наук, профессор кафедры «Путь и железнодорожное строительство» Уральского государственного университета путей сообщения. Екатеринбург, Россия. E-mail: GLAkkerman@usurt.ru Аккерман Сергей Геннадьевич — канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и железнодорожное строительство» Уральского государственного университета путей сообщения. Екатеринбург, Россия. E-mail: SGAkkerman@usurt.ru Каргапольцев Дмитрий Владимирович — инженер кафедры «Путь и железнодорожное строительство» Уральского государственного университета путей сообщения. Екатеринбург, Россия. E-mail: DVKargapoltsev@gmail.com Аннотация. В настоящее время нормативная база запрещает совмещение переходных кривых в плане и вертикальных кривых в профиле при проектировании и строительстве железнодорожных линий. Однако данное нормативное положение весьма усложняет проектирование высокоскоростных магистралей (ВСМ). Компьютерное моделирование показало, что это требование излишне. |
Категории статей
|