Оценка изменения величины бокового износа рельсов
Путь и путевое хозяйство. 2024, № 10. С. 26—29.
Railway Track and Facilities. 2024;(10): 26—29.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.143.1, 625.033.373, 625.171
ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ БОКОВОГО ИЗНОСА РЕЛЬСОВ
Атапин Виталий Владимирович
канд. техн. наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Железнодорожный путь и строительство», Приволжский государственный университет путей сообщения. Россия, Самара. atapin@samgups.ru
Аннотация. Рассмотрены вопросы содержания рельсов, принятия управленческих решений по их замене или проведению профилактических работ. Особое внимание уделено определению, контролю, принципам образования бокового износа рельсов и факторам, влияющим на изменение его величины.
Проанализированы изменения величины бокового износа в более чем 200 кривых разного радиуса. Исследованы средние и максимальные величины износа. Получены гистограммы распределения кривых в зависимости от размера бокового износа. Определены причины интенсивного роста бокового износа.
Ключевые слова: боковой износ рельсов, кривой участок пути, интенсивность износа, распределение, среднее значение, профиль рельса, ведомость, радиус, критерии.
PROBLEMS AND SOLUTIONS
Original article
ESTIMATION OF CHANGES IN THE MAGNITUDE OF HORIZONTAL RAIL WEAR
Atapin Vitaliy
Ph.D., Associate Professor, acting manager of the department «Railway Track and Construction», Volga State Transport Universiti. Samara, Russia. atapin@samgups.ru
Abstract. The issues of rail maintenance, management decisions on their replacement or preventive maintenance are considered. Special attention is paid to the definition, control, principles of formation of lateral wear of rails and factors influencing the change in its magnitude.
The changes in the magnitude of lateral wear in more than 200 curves of different radii are analyzed. The average and maximum wear values are investigated. Histograms of the distribution of curves depending on the size of lateral wear are obtained. The causes of the rate of growth of lateral wear have been determined.
Keywords: horizontal wear of rails, curved line of track, growth rate, distribution, average value, rail profile, statement, radius, criteria.
Список источников
1. Седёлкин Ю.А., Атапин В.В. Методология УРРАН для определения предотказного состояния инфраструктуры // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 3. С. 8–11. EDN: TQOTFL.
2. Седёлкин Ю.А., Атапин В.В. Новые горизонты технологии УРРАН // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 8. С. 15–17. EDN: VBBPMT.
3. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 № 2288/р.
4. Инструкция по оценке состояния рельсовой колеи путеизмерительными средствами и мерам по обеспечению безопасности движения поездов: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.02.2020 № 436/р (в ред. от 01.04.2021).
5. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. Приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250).
6. Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов: инструкция: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.10.2014 № 2499р (с изм. от 07.10.2022).
7. Федотов А.Ю., Атапин В.В. Анализ дефектов пути. Современные средства диагностики // Наука и образование транспорту. 2021. № 2. С. 257–259. EDN: AADRFB.
8. Атапин В.В., Нечушкин А.С. Анализ развития дефектных рельсов // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 2(5). С. 30-34. DOI: 10.52170/2712-9195/2022_2_30.
9. Сенькин И.А. Боковой износ рельсов и оценка пути // Путь и путевое хозяйство. 2007. № 5. С. 13–14. EDN: KWEKQH.
10. Ермаков В.М. Параметры пути и подвижного состава, влияющие на износ колес и рельсов // Путь и путевое хозяйство. 2008. № 5. С. 13–17. EDN: JJZLMN.
11. Сидорова Е.А., Куртиков Р.М. Анализ стабильности подуклонки как фактора, определяющего боковой износ рельсов // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2021. Т. 80, № 3. С. 136–140. DOI: 10.21780/2223-9731-2021-80-3-136-140.
12. Река Е.М. Боковой износ рельсов в кривых на участках с высокими осевыми нагрузками подвижного состава // Железная дорога : путь в будущее : сборник материалов I Международной научной конференции аспирантов и молодых ученых, Москва, 28–29 апреля 2022 г. / ВНИИЖТ. М., 2022. С. 36–40. EDN: UBFORB.