ОЦЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РЕЛЬСОВ

Путь и путевое хозяйство. 2023, № 7. С. 30—32.

Railway Track and Facilities. 2023;(7): 3032.

 

КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ

Научная статья

УДК 625.041.2

ОЦЕНКА УСТАЛОСТНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ РЕЛЬСОВ

 

Шехтман Евгений Иосифович1, Черняева Виктория Андреевна2, Чупрынин Александр Андреевич3

1Докт. воен. наук, профессор кафедры «Железнодорожный путь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Санкт-Петербург, Россия, director@sptgt.ru, SPIN-код: 7185-9172

2Канд. техн. наук, доцент кафедры «Железнодорожный путь» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Санкт-Петербург, Россия, chernyaeva@pgups.ru, SPIN-код: 6202-2098

3Аспирант кафедры «Железнодорожный путь» Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Санкт-Петербург, Россия, alechup93@inbox.ru

 

Аннотация. С развитием тяжеловесного и скоростного движения показатели долговечности конструкции пути становятся определяющими.

Достоверный прогноз долговечности рельсов необходим для недопущения преждевременного образования усталостных трещин, их развития, повышения вероятности аварий подвижного состава. В данной работе рассмотрены основные подходы к обеспечению усталостной долговечности металлоконструкций, критерии долговечности в расчетах пути на прочность, факторы, влияющие на изменение характеристик сопротивления рельсовых сталей действию циклических нагрузок.

Ключевые слова: железнодорожный путь, верхнее строение пути, рельс, долговечность, усталостная долговечность, остаточный ресурс, расчет железнодорожного пути.

 

DESIGN AND CONSTRUCTION

Original article

EVALUATION OF FATIGUE DURABILITY OF RAILS

 

Shehtman Evgenii1, Cherniaeva Viktoriia2, Chuprynin Aleksandr3

1D. of Military Sciences, Professor of the Department «Railway Track» of the Emperor Alexander I St. Petersburg state transport university, Saint-Petersburg, Russia, director@sptgt.ru, SPIN code: 7185-9172

2Ph.D., Associate professor of the Department «Railway Track» of the Emperor Alexander I St. Petersburg state transport university. Saint-Petersburg, Russia, chernyaeva@pgups.ru, SPIN code: 6202-2098

3postgraduate student of the Department «Railway Track» of the Emperor Alexander I St. Petersburg state transport university. Saint-Petersburg, Russia, alechup93@inbox.ru

 

Abstract. With the development of heavy and high-speed traffic, the indicators of the durability of the track structure become decisive.

A reliable forecast of the durability of rails is necessary to prevent premature formation of fatigue cracks, their development, and increase the likelihood of accidents of rolling stock. In this paper, the main approaches to ensuring the fatigue durability of metal structures, durability criteria in the calculations of the path for strength, factors affecting the change in the characteristics of the resistance of rail steels to cyclic loads are considered.

Keywords: railway track, upper structure of the track, rail, durability, fatigue life, residual resource, calculation of the railway track.

 

Список источников

 

1. Методика оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения надежности: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.12.2017 № 2706р. Доступ через СПС КонсультантПлюс.

2. Опыт обеспечения прочности несущих конструкций локомотивов и моторвагонного подвижного состава / В.В. Кочергин, А.А. Буханцев, И.Г. Панкратова, О.А. Русанов. //. 2019. Т.78, № 2. С. 67–73.

3. Жаров И.А., Комаровский И.А., Захаров С.М.  Моделирование изнашивания пары гребень колеса — боковая поверхность головки рельса в кривых малого радиуса // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 1998. № 2. С. 15–18.

4. Жаров И.А., Комаровский И.А., Захаров С.М. Закономерности изнашивания при качении с поперечным проскальзыванием // Трение и износ. 1999. Т. 20. № 3. С. 306–312.

5. Комаровский И.А., Жаров И.А. Моделирование изнашивания пары гребень колеса – рельс на роликах при поперечном проскальзывании // Трение и износ. 1997. Т. 18, № 2. С. 174–180.

6. Марков Д.П. Требования к машинам для испытания на износ рельсовых и колесных сталей // Вестник Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 1994. № 3. С. 22–26.

7. Кротов C.B. Повреждаемость колесных пар и расчетная оценка несущей способности соединения колеса с осью при повышении нагрузки на ось вагона: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.07/ РГУПС. Ростов-на-Дону, 1996. 208 с.

8. Методы определения ресурса не резервируемых несущих элементов подвижного состава и пути / Н.А. Махутов, Д.О. Резников, В.С. Коссов, Э.С. Оганьян, Г.М. Волохов, М.Н. Овечников, А.Л. Протопопов // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 3. С 19–39.

9. Динамический анализ напряжений и оценка срока службы рельсов звеньевого пути // Железные дороги мира. 2007. № 10. С. 74–78. URL: https://zdmira.com/images/pdf/_dm2007-10_74-78.pdf.

10. Шахунянц Г.М. Железнодорожный путь: учебник. М.: Трансжелдориздат, 1961. 615 с.

11. Ратнер С.И. Разрушение при пoвтoрных нагрузках. Москва: Оборонгиз, 1959. 352 с.