ОПЕРАТИВНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Путь и путевое хозяйство. 2022, № 12. С. 20—22.
Railway Track and Facilities. 2022;(12): 20—22.
КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ
Научная статья
УДК 625.142.1
ОПЕРАТИВНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Сычёва Анна Вячеславовна1, Локтев Алексей Алексеевич2, Сычёв Вячеслав Петрович3, Чистый Юрий Антонович4, Потапов Андрей Владимирович5
1канд. техн. наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия, anna@vpm770.ru
2докт. физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой Российского университета транспорта (МИИТ), Москва, Россия, aaloktev@yandex.ru
3докт. техн. наук, профессор Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия, vp@vpm770.ru
4канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия, yura.chisty@yandex.ru
5канд. техн. наук, доцент Российского университета транспорта (МИИТ). Москва, Россия, potan57@mail.ru
Аннотация. Рассматривается способ оперативного развертывания железнодорожного пути на подрельсовом основании, при разработке которого применены вязкоупругие элементы типа Максвелла и Клейвина-Фогта. Использование вязкоупругих элементов превращает путь из последовательно соединенных упругих элементов верхнего строения в вязкоупругую конструкцию, что обеспечивает рассеивание механической энергии на путь от возникающей нагрузки. Часть упругих элементов может быть исключена, что позволит оперативно укладывать путь в сложных условиях.
Ключевые слова: железнодорожный путь, оперативное развертывание, вязкость, упругость, оболочка, ньютоновская жидкость, рельс, шпала, модель Максвела, модель Клейвина-Фогта.
DESIGN AND CONSTRUCTION
Original article
RAPID DEPLOYMENT OF THE RAILWAY TRACK IN SPECIAL CONDITIONS
Sycheva Anna1, Loktev Aleksey2, Sychev Vyacheslav3, Chisty Yury4, Potapov Andrey5
1Ph.D., Associate Professor of the Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, anna@vpm770.ru
2D.Phys.Math., Professor, Head of Department of the Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, aaloktev@yandex.ru
3D.Sci., Professor of the Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, vp@vpm770.ru
4Ph.D., Associate Professor, Head of Department of the Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, yura.chisty@yandex.ru
5Ph.D., Associate Professor of the Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, potan57@mail.ru
Abstract. A method of operational deployment of a railway track on a sub-rail base is considered, in the development of which viscoelastic elements of the Maxwell and Kleivin-Vogt types are used. The use of viscoelastic elements transforms the path from sequentially connected elastic elements of the upper structure into a viscoelastic structure, which will ensure the dissipation of mechanical energy on the path from the resulting load. Part of the elastic elements can be excluded, which will allow you to quickly lay the path in difficult conditions.
Keywords: railway track, operational deployment, viscosity, elasticity, shell, newton's fluid, rail, sleeper, Maxwell model, Klevin-Vogt model.
Список источников
1. Arctic Corridor: сайт. URL:https://arcticcorridor.fi/
2. Alexeev A. Улучшение понтонно-мостового хозяйства Европы // Военное обозрение. 07.10.2019. URL: https://topwar.ru/ 163224-uluchshenie-pontonno-mostovogo-hozyaystva-evropy.html.
3. Вахрушева Е. Понтонный мост через Волгу военные возвели за сутки // Комсомольская правда. 24.08.2015. URL: https://www.yar.kp.ru/daily/26423.5/3296425/.
4. Ryabkov A.V. Technology of road construction and laying of pipelines in marshy and waterlogged areas using pontoon modules // IOP Conftrence Series : Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 663. № 012015. doi:10.1088/1757-899X/663/1/012015.
5. Annual climate impact and primary energy use of Swedish transport infrastructure / C. Liljenström, S. Toller, J. Åkerman, A. Björklund // European Journal of Transport and Infrastructure Research. 2019. Vol. 19, № 2. DOI: https://doi.org/10.18757/ejtir.2019.19.2.4378.
6. Пат. № 2750544 РФ E01B 23/00. Способ оперативного развертывания железнодорожного пути и устройство подрельсового основания / Сычёва А.В.; патентообладатель ООО «Вагонпутьмашпроект». № 2020132129; заявл. 29.09.2020; опубл. 26.06.2021; Бюл. № 19.
7. Пат. № 2746554 РФ E01B 3/00. Подрельсовое устройство железнодорожного пути и способ укладки по меньшей мере одного подрельсового устройства железнодорожного пути / Сычёв В.П., Локтев А.А., Сычёва А.В., Кузнецова Н.В., Сычёв П.В.; патентообладатель ООО «Вагонпутьмашпроект». № 2020124286; от 22.07.2020; опубл. 15.04.2021; Бюл. № 11.
8. Расчеты и проектирование железнодорожного пути : учебное пособие / В.В. Виноградов, А.М. Никонов, Т.Г. Яковлева и др. М.: Маршрут, 2003. 486 с.
9. Кристенсен Р. Введение в теорию вязкоупругости. М.: Мир, 1974. 338 с.
10. Исследование особенностей динамической реакции верхнего строения железнодорожного пути от подвижного состава на основе модели трансверсально-изотропной пластины на деформируемом основании / А.А. Локтев, А.В. Сычёва, Е.В. Запольнова, В.П. Сычёв, В.Г. Дмитриев // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2018. № 2. С. 55—65.
11. Пат. на полезную модель № 213540 РФ E01B 5/02. Мерный рельс для оперативного развертывания железнодорожного пути / автор и патентообладатель Сычёв В.П. № 2022115213; заявл. 06.06.2022; опубл. 15.09.2022; Бюл. № 26.
12. Железнодорожный путь : учебное пособие / под ред. Е.С. Ашпиза. М.: УМЦ ЖДТ, 2013. 544 с.
13. Заявка на изобретение № 2022121774 РФ от 10.08.2022. Железнодорожный путь переменной жесткости и способ его формирования / Сычёв В.П., Локтев А.А., Сычёва А.В., Сычёв П.В., Потапов А.В.
14. Заявка на изобретение № 2022111528 РФ от 27.04.2022 г. Железнодорожный путь оперативного развертывания и способ регулирования его рельсовой колеи по уровню и в плане / Сычёв В.П., Локтев А.А., Сычёва А.В., Чистый Ю.А., Сычёв П.В.