Повышение эффективности мониторинга рельсовой колеи

Путь и путевое хозяйство. 2023, № 10. С. 24—28.

Railway Track and Facilities. 2023;(10): 24—28.

 

КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА

Научная статья

УДК 681.518.5

Повышение эффективности мониторинга рельсовой колеи

 

Голубев Олег Ведимирович

канд. техн. наук, доцент Уральского государственного университета путей сообщения. Екатеринбург, Россия. Golubev@usurt.ru

 

Аннотация. Статья посвящена разработке системы мониторинга качения колеса по рельсу. Приведены возможности использования видеонаблюдения для определения траектории качения колеса по рельсу посредством фиксации зазора между гребнем колеса и рабочей грани головки. С помощью таких важных параметров как длительность и количество касаний гребнем колеса головки рельса можно определить наиболее значимые («ведущие») отступления геометрии рельсовой колеи, которые существенно влияют на динамику подвижного состава. В статье представлен алгоритм определения неблагоприятных участков качения колеса по головке рельса.

Ключевые слова: траектория, зазор, видеонаблюдение, длительность касаний, количество касаний.

 

CONTROL AND DIAGNOSTICS

Original article

Improving the efficiency of rail gaugemonitoring

 

Golubev Oleg

Ph.D., associate professor, Ural State University of railways. Yekaterinburg, Russia. Golubev@usurt.ru

 

Abstract. The article is devoted to the development of a system for monitoring the rolling of a wheel on a rail. The possibilities of using video surveillance to determine the trajectory of the wheel rolling along the rail by fixing the gap between the wheel flange and the working face of the rail head and determining such important parameters as the touch duration and the number of touches of the rail head wheel flange are given. Thus, it is possible to determine the most significant («leading») deviations of the rail track geometry, which significantly affect the trajectory of the wheel rolling along the rail. The article presents an algorithm for determining unfavorable areas of wheel rolling along the rail head.

Keywords: trajectory, clearance, surveillance, duration of touches, number of touches.

 

Список источников

 

1. Влияние скорости и длины поезда из вагонов с повышенными осевыми нагрузками на развитие деформаций пути / В.О. Певзнер, В.В. Третьяков, И.С. Смелянская, Т.И. Громова, И.Б. Петропавловская, И.В. Третьяков, К.В. Шапетько // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: XV Международная научно-техническая конференция Чтения, посвященные памяти профессора Г.М. Шахунянца. М.: РУТ (МИИТ), 2018. С. 152–157.

2. Певзнер В.О., Третьяков В.В., Шапетько К.В. Актуальные проблемы работы пути в современных условиях // Актуальные вопросы развития железнодорожного транспорта: материалы Все­россии­̆ской научно-практической конференции к 75-летию аспирантуры НИИЖТ. Ч. 2. М.: РАС, 2019. C. 231–238.

3. Задачи совершенствования системы критериев оценки пути в современных условиях эксплуатации / В.О. Певзнер, В.В. Третьяков, О.Ю. Белоцветова, И.Б. Петропавловская, Т.И. Громова, И.С. Смелянская, И.В. Третьяков, К.В. Шапетько // Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути: Труды XII Международной научно-технической конференции. М.: МГУПС, 2015. С. 151–155.

4. Певзнер В.О., Белоцветова О.Ю., Шапетько К.В. Совершенствование нормативных документов по оценке состояния пути при скоростном движении // Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство. 2014. Т. 7, No 7(7). С. 14–22.

5. Pevzner V., Romen U., Shapetko K. Control of energy aspects of track and rolling stock interaction // Siberian Transport Forum — TransSiberia 2018. Novosibirsk, 2018. № 01044. DOI: https://doi.org/10.1051/matecconf /201823901044. (MATEC Web of Conferences; Vol. 239).

6. Pevzner V., Shapetko K., Slastenin A. Needed additions to the diagnostic system of high-speed lines // International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies EMMFT 2019. Springer, Cham., 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-57450-5_43. (Advances in Intelligent Systems and Computing; Vol. 1258).

7. Аккерман Г.Л., Голубев О.В. Алгоритм выявления участков пути с неблагоприятной динамикой // Путь и путевое хозяйство. 2013. № 1. С. 19–21.

8. Пат. 2326782 РФ, В61К 9/00. Способ определения зазора между гребнем железнодорожного колеса и головкой рельса и устройство для его осуществления / Голубев О.В., Желтышев П.А.; заявитель и патентообладатель УрГУПС. № 2006133575/11; заявл. 19.09.2006; опубл. 20.06.2008; Бюл. № 17.

9. Голубев О.В., Гришан А.А. Особенности текущего содержания инфраструктуры в условиях тяжеловесного движения поездов // Транспорт Урала. 2015. № 2 (45). С. 24–27.

10. Об утверждении концепции развития систем диагностики и мониторинга объектов путевого хозяйства на период до 2025 года: Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 апреля 2016 г. N 777р. Доступ через СПС «КонсультантПлюс».

11. Самоходная многофункциональная диагностическая лаборатория на базе тепловоза СМДЛ-2ТЭ116: виртуальная экскурсия // ИНФОТРАНС: сайт. URL: http://infotrans-logistic.ru/smdl (дата обращения: 15.12.22).

12. Ученый совет АО «ВНИИЖТ» обсудил ключевые задачи строительства Северного широтного хода. URL: https://www.vniizht.ru/?id=20&news=735 (дата обращения: 17.12.21).

13. Голубев О.В. Оценка состояния рельсовой колеи с учетом видеонаблюдений: автореф. … дис. канд. техн. наук : 05.22.06 / Место защиты МГУПС (МИИТ). Москва, 2013. 24 с.

14. Аккерман Г.Л., Голубев О.В. Интеллектуальная система мониторинга качения колеса по рельсу // Инновационный транспорт. 2017. № 1 (23). С. 30–32.