Повышение надежности земляного полотна на линиях опорной сети железных дорог

Путь и путевое хозяйство. 2023, № 9. С. 9—14.

Railway Track and Facilities. 2023;(9): 9—14.

 

КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ

Научная статья

УДК 625.12:004.94

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ЛИНИЯХ ОПОРНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

Шепитько Таисия Васильевна1, Зайцев Андрей Александрович2, Сёмочкин Александр Владимирович3

1докт. техн. наук, директор института пути, строительства и сооружений, Российский университет транспорта (МИИТ). Москва, Россия

2канд. техн. наук, доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство», Российский университет транспорта (МИИТ). Москва, Россия

3аспирант кафедры «Системы автоматизированного проектирования», Российский университет транспорта (МИИТ). Москва, Россия, alexandervsemochkin@yandex.ru

 

Аннотация. В статье отражены вопросы постановки задачи и оценки возможности повышения надежности земляного полотна на линиях опорной сети железных дорог с применением апробированных и перспективных методов анализа и расчета. Представлены современные тренды по улучшению качества железнодорожного пути. На примере полигона из шести участков и объектов — насыпей верифицирована методика оценки надежности земляного полотна. Оценены перспективы развития и внедрения полигонных технологий оценки состояния пути на базе информационного моделирования и повышения уровня цифровизации.

Ключевые слова: опорная сеть железных дорог, мультимодальные перевозки, надежность земляного полотна и методы оценки, методы информационного и физического моделирования.

 

DESIGN AND CONSTRUCTION

Original article

IMPROVING THE RELIABILITY OF THE ROADBED ON THE LINES OF THE REFERENCE NETWORK OF RAILWAYS

 

Shepitko Taisiya Vasilyevna1, Zaytsev Andrey Aleksandrovich2, Semochkin Alexander Vladimirovich3

1doctor. Technical Sciences, Director of the Institute of Roads, Construction and Structures, Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia

2Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department «Track and Track Facilities Management», Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia

 3Postgraduate student of the Department of «Computer-aided Design Systems», Russian University of Transport (MIIT). Moscow, Russia, alexandervsemochkin@yandex.ru

 

Аbstract. The article reflects the issues of setting the task and assessing the possibility of improving the reliability of the roadbed on the lines of the reference network of railways using proven and promising methods of analysis and calculation. Modern trends for improving the quality of the railway track are presented. On the example of a polygon of six sites and embankment objects, the methodology for assessing the reliability of the roadbed is verified. The prospects for the development and implementation of landfill technologies for assessing the state of the path on the basis of information modeling and increasing the level of digitalization are evaluated.

Keywords: supporting railway network, multimodal transportation, reliability of the roadbed and assessment methods, methods of information and physical modeling.

 

Список источников

 

1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. N 3363-р. URL: http://static.government.ru/ media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf.

2. Методические указания по оценке рисков земляного полотна: утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 09.04.2018 г. № 712р. Доступ через СПС «КонсультантПлюс».

3. Шепитько Т.В. Методология выбора организационно-технологических решений при переустройстве железных дорог: дис. … доктора техн. наук: 05.23.13 / МГУПС. М., 2000. 281 с.

4. Об утверждении рекомендаций по организации личного труда начальников дистанции пути: Распоряжение ОАО «РЖД» от 23.01.2007 г. № 89р.

5. Технические указания по организации контроля за стабильностью высоких насыпей на прочном основании, М., Главное управление пути МПС РФ; МГУ ПС; 1995, разраб. Ашпиз Е.С, Савин А.Н., Ерохина Л.В., Постоев Г.П., Соколов В.В.

6. Ашпиз Е.С., Савин А.Н. Мониторинг высоких насыпей на Верховской дистанции // Путь и путевое хозяйство. 2007. № 8. С.31.

7. Яковлева Т.Г., Иванов Д.И. Моделирование прочности и устойчивости железнодорожного полотна. М.: Транспорт, 1980. 255 с.

8. Using BIM models for the design of large rail infrastructure projects: key factors for a successful implementation / T. Nuttens, V. De Breuck, R. Cattoor, K. Decock, I. Hemeryck // International Journal of Sustainable Development and Planning. 2018. Vol. 13, Iss. 1. P. 73–83.

9. Методические рекомендации по прогнозированию надежной работы железнодорожных насыпей в условиях интенсивной эксплуатации путей: утв. 10.06.1987 / Главное управление пути МПС. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1990. 83 с.

10. Тарабрин В.Ф., Юрченко Е.В., Лохач А.В. ЕК АСУИ СДМИ — цифровая платформа для предиктивного анализа и управления состоянием железнодорожной инфраструктуры // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 6. С. 25–28.

11. Транспортное развитие северных территорий России / Т.В. Шепитько, А.А. Зайцев, Н.И. Тенирядко, В.А. Бучкин // Известия Транссиба. 2021. № 3 (47). С. 116–130.

12. Зайцев А.А., Фазилова З.Т., Кекелев А.И. Вопросы надежности, деформативности и оценки рисков эксплуатации земляного полотна железных дорог // Cистемы управления, сложные системы: моделирование, устойчивость, стабилизация, интеллектуальные технологии: Материалы VIII Международной научно-практической конференции 21–22 апреля 2022 г. Елец: Елецкий государственный университет, 2022. С. 308–312.