Система бокового нивелирования для контроля геометрических параметров
Путь и путевое хозяйство. 2025, № 1. С. 17—19.
Railway Track and Facilities. 2025;(1): 17—19.
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА
Научная статья
УДК 625.144
Система бокового нивелирования для контроля геометрических параметров
Щербаков Владимир Васильевич1, Комягин Сергей Анатольевич2, Тимофеев Егор Николаевич3
1докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Инженерная геодезия» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия, SPIN-код: 3182-4010.
2ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Диагностика дорожных одежд и земляного полотна» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия, SPIN-код: 1421-9456.
3аспирант кафедры «Инженерная геодезия» Сибирского государственного университета путей сообщения. Новосибирск, Россия, egtini@vk.com, SPIN-код: 6459-7131.
Аннотация. В статье рассмотрено боковое нивелирование с использованием инновационных технологических решений, в частности, лазерного сканирования. Описана методика вычисления данных для приведения соседнего пути в проектное положение. Представленный подход позволяет своевременно выявлять отступления от проекта с высокой точностью и обеспечивает безопасность в зоне сканирования за счет исключения попадания в негабаритное пространство.
Ключевые слова: геодезическое сопровождение, боковое нивелирование, железнодорожный путь, лазерное сканирование, определение междупутья.
CONTROL AND DIAGNOSTICS
Original article
Lateral leveling system for control of geometric parameters
Shcherbakov Vladimir1, Komyagin Sergey2, Timofeev Egor3
1D.Sci, Professor, Head of the Department of «Engineering Geodesy» of the Siberian State University of Railway. Novosibirsk, Russia, SPIN-код: 3182-4010.
2lead engineer, scientific research laboratory of the «Diagnostics of road clothes and roadbed» of the Siberian State University of Railway. Russia, Novosibirsk, SPIN-код: 1421-9456.
3postgraduate of the Department of «Engineering Geodesy» of the Siberian State University of Railway. Novosibirsk, Russia, egtini@vk.com, SPIN-код: 6459-7131.
Abstract. This article discusses lateral leveling using innovative technological solutions, in particular, laser scanning. A data calculation technique is described to bring the adjacent path into the design position. The presented approach allows timely detection of deviations from the project with high accuracy and ensures safety in the scanning area by excluding ingress into an oversized space.
Keywords: geodetic support, lateral levelling, railway track, laser scanning, track spacing determination.
Список источников
1. Постановка пути в проектное положение с использованием бокового нивелирования / В.В. Щербаков, А.А. Быков, А.А. Земерова, С.А. Комягин, И.В. Щербаков // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 8. С. 31–35.
2. Патент 136048 РФ, Е01 В29/04. Устройство для выправки железнодорожного пути / авторы и патентообладатели: В.В. Щербаков, И.В. Щербаков, А.Н. Модестов, И.А. Бунцев, В.П. Славкин. № 2013134278/11; заявл. 22.07.2013, опубл. 27.12.2013; Бюл. № 36.
3. Патент 2628541 РФ, B61K 9/08; E01B 35/00. Способ определения пространственных координат и геометрических параметров рельсового пути и устройство для его осуществления / В.В. Щербаков, И.А. Бунцев, И.В. Щербаков; заявитель и патентообладатель В.В. Щербаков. № 2016106560; заявл. 24.02.2016; опубл. 18.08.2017; Бюл. № 23. 7 с.