Сопротивление усталости закаленных рельсов с различной наработкой тоннажа

Путь и путевое хозяйство. 2024, № 8. С. 4—7.

Railway Track and Facilities. 2024;(8): 47.

 

КОНСТРУКЦИИ И СООРУЖЕНИЯ

 

Научная статья

УДК 625.143.3

СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ ЗАКАЛЕННЫХ РЕЛЬСОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАРАБОТКОЙ ТОННАЖА

 

Заграничек Константин Львович1, Рейхарт Владимир Александрович2, Перков Иван Евгеньевич3

1заведующий лабораторией, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО ВНИИЖТ). Москва, Россия. zagranichek-jr@mail.ru

2канд. техн. наук, эксперт, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО ВНИИЖТ). Москва, Россия.

3технический эксперт, АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО ВНИИЖТ). Москва, Россия.

 

Аннотация. Испытанию на сопротивление усталости были подвергнуты репрофилированные рельсы категории ОТ350, а также рельсы категории ДТ350 после пропуска различного тоннажа. Показана возможность получения рельсов более высокого уровня после ремонта. Отмечено повышение параметров сопротивления усталости, а также снижения разброса значений циклической трещиностойкости рельсов ДТ350. Рекомендовано в качестве ремонтного профиля использовать вариант с наименьшей толщиной снимаемого слоя металла по оси симметрии рельса, но с более полным удалением на боковых выкружках головки.

Ключевые слова: рельсы, ремонтный профиль, репрофилирование, остаточные напряжения, релаксация, сопротивление усталости, циклическая трещиностойкость.

 

DESIGN AND CONSTRUCTION

 

Original article

FATIGUE RESISTANCE OF HARDENED RAILS WITH DIFFERENT TONNAGE WORKED.

 

Zagranichek Konstantin1, Reikhart Vladimir2, Perkov Ivan3

1head of the laboratory, JSC «VNIIZhT». Москва, Россия. zagranichek-jr@mail.ru

2Ph.D, expert, JSC «VNIIZhT». Москва, Россия.

3technical expert, JSC «VNIIZhT». Москва, Россия.

 

Abstract. Reprofiled rails of OT350 category, as well as rails of DT350 category after different running tonnage have been subjected to fatigue resistance test. The possibility of obtaining rails after repair at the level of new rails was shown.

The increase in the level of fatigue resistance parameters as well as the decrease in the variation of cyclic crack resistance values of DT350 rails has been noted. It is recommended to use as a repair profile the variant with the smallest thickness of the removed metal layer along the symmetry axis, but with more complete removal on the side cambers of the rail head.

Keywords: rails, repair profile, reprofiling, residual stresses, relaxation, fatigue resistance, cyclic crack resistance.

 

Список источников

 

1. Шур Е.А., Конюхов А.Д. Влияние остаточных напряжений в закаленных рельсах на возникновение и распространение усталостных трещин при циклическом изгибе // Остаточные напряжения и прочность железнодорожных рельсов. М.: Транспорт, 1973. С. 29–37. (Труды ВНИИЖТ / ЦНИИ МПС; Вып. 491).

2. Скворцов О.С., Крутиков А.М. Эффект памяти формы термоупрочненных рельсов // Повышение эффективности и надежности работы рельсов: сборник научных трудов / ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1990. С. 99–108.