Вибродинамическое воздействие на путь тяжеловесных поездов в летний период на Восточном полигоне

Путь и путевое хозяйство. 2024, № 6. С. 28—31.

Railway Track and Facilities. 2024;(6): 28—31.

 

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

 

Научная статья

УДК 625.12.033

Вибродинамическое воздействие на путь тяжеловесных поездов в летний период на Восточном полигоне

 

Пупатенко Виктор Викторович1, Стоянович Геннадий Михайлович2, Пупатенко Кира Викторовна3, Бобринская Виолетта Евгеньевна4

1канд. техн. наук, доцент кафедры «Железнодорожный путь» Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск, Россия. pvv@festu.khv.ru

2докт. техн. наук, доцент, профессор кафедры «Железнодорожный путь» ДВГУПС. Хабаровск, Россия.

3канд. техн. наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность» ДВГУПС. Хабаровск, Россия.

4студентка 5 курса, Институт транспортного строительства, кафедра «Железнодорожный путь» ДВГУПС. Хабаровск, Россия.

 

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальных исследований колебаний грунтов земляного полотна, измеренных в уровне основной площадки. Для анализа выделены группы записей, полученных на участках четного пути Транссиба с бесстыковой конструкцией пути. Определены линейные зависимости амплитуд трех компонент колебаний и результирующих значений от скорости движения подвижных единиц. Установлено превышение базового уровня воздействия исправных полувагонов с углем при изменении режима ведения поезда и при наличии отступлений от норм содержания подвижного состава в 2–2,5 раза. В расчетах конструкций земляного полотна конечно-элементными методами предлагается применять синтезированные расчетные акселелограммы (велосиграммы или дисплограммы), построенные на основе спектров по трем независимым координатным осям.

Ключевые слова: земляное полотно, измерение колебаний, осевая нагрузка, виброускорения, виброскорость, виброперемещения, тяжеловесные поезда, длинносоставные поезда.

 

PROBLEMS AND SOLUTIONS

 

Original article

SUMMER’ HEAVY TRAINS VIBRODYNAMIC EFFECTS ON THE EASTERN REGION RAILROAD TRACK

 

Pupatenko Victor1, Stoyanovich Gennady2, Pupatenko Kira3, Bobrinskaya Violetta4

1Ph.D., Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia. pvv@festu.khv.ru

2D.Sci. Far Eastern State Transport University, Khabarovsk Russia.

3Ph.D., Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia.

4Far Eastern State Transport University, Khabarovsk, Russia.

 

Abstract. The article presents the results of experimental studies of fluctuations in the soil of the roadbed, measured at the level of the main site. For analysis, groups of records obtained on sections of the even-numbered Trans-Siberian railway with a jointless track structure have been identified. The linear dependences of the amplitudes of the three oscillation components and the resulting values on the speed of movement of moving units are determined. The excess of the basic level of exposure of serviceable gondola cars with coal was found when changing the mode of operation of the train and in the presence of deviations from the standards of maintenance of rolling stock by 2–2.5 times. It is proposed to use synthesized computational accelerograms (velosigrams or dysplograms) based on spectra along three independent coordinate axes in calculations of roadbed structures using finite element methods.

Keywords: railway formation, vibration measurement, axial load, vibration acceleration, vibration velocity, vibration displacement, heavy-load train, long trains.

 

Список источников

 

1. Стоянович Г.М., Пупатенко В.В. Распространение колебаний в железнодорожном земляном полотне при оттаивании сезонно-мерзлых грунтов в условиях глубокого промерзания // II Международный симпозиум земляного полотна в холодных регионах: материалы симпозиума. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2015. С. 71–78. EDN: VJJBAT.

2. Пупатенко В.В., Стоянович Г.М., Пупатенко К.В. Результаты измерения трех компонент колебаний грунтов железнодорожного земляного полотна при воздействии тяжеловесных поездов // Проектирование развития транспортной сети Дальнего Востока. 2022. № 10. С. 85–95. EDN: RMURTH.

3. Стоянович Г.М. Натурное изучение величины вибродинамического воздействия подвижной нагрузки на грунты: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. 147 с.

4. Опыт регистрации и обработки результатов измерения трех компонент колебаний грунтов железнодорожного земляного полотна / В.В. Пупатенко, К.В. Пупатенко, Г.П. Соколов, В.А. Шабалин // Проектирование развития транспортной сети Дальнего Востока. 2022. № 10. С. 5–13. EDN: JGWOVC.

5. Пупатенко В. В. Вибрационное воздействие «эталонного» подвижного состава на железнодорожное земляное полотно и синтез расчетных акселерограмм / В.В. Пупатенко, В.А. Шабалин, К.В. Пупатенко // Проектирование развития транспортной сети Дальнего Востока. 2023. № 11. С. 48–57. EDN ZEXBIY.

6. РБ-006-98. Определение исходных сейсмических колебаний грунта для проектных основ. Введ. 01.07.1999. М.: НТЦ ЯРБ, 2000. 76 с. (Руководства по безопасности).

7. Колебания грунтов железнодорожного земляного полотна в зависимости от режима ведения поезда и состояния грузовых вагонов / В.В. Пупатенко, К.В. Пупатенко, В.Е. Бобринская, Г.П. Соколов // Проектирование развития транспортной сети Дальнего Востока. 2023. № 11. С. 66–72. EDN NWSEOZ.