Обеспечение пропуска тяжеловесных поездов по металлическим мостам
Ключевые слова: металлическое пролетное строение, железнодорожный мост, грузоподъемность, тяжеловесное движение.
Бокарев Сергей Александрович — докт. техн. наук, проректор по научной работе, Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: BokarevSA@stu.ru, SPIN-код: 8301-8541.
Усольцев Андрей Михайлович — старший научный сотрудник НИЛ «Мосты», Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: uam@stu.ru, SPIN-код: 6167-6140.
Жунев Кирилл Олегович — инженер НИЛ «Мосты», Сибирский государственный университет путей сообщения. Новосибирск, Россия. E-mail: junev.kirill@yandex.ru, SPIN-код: 7887-5244.
Аннотация. Большое количество металлических пролетных строений, эксплуатируемых на железных дорогах России, запроектированы по старым расчетным нормам. Срок службы таких конструкций приближается к нормативному, а в отдельных случаях превышает его. В связи с вводом тяжеловесного движения становятся актуальными вопросы о возможности пропуска составов с повышенными осевыми нагрузками и сроках замены клепаных пролетных строений. Решение подобных вопросов должно быть обоснованным и опираться на результаты квалифицированных обследований сооружений. Игнорирование этих работ или выполнение их на низком профессиональном уровне приводит к принятию нерациональных решений по дальнейшей эксплуатации сооружения. Как правило, клепаные пролетные строения обладают достаточным запасом несущей способности для пропуска тяжелой нагрузки и доказали свою надежность на протяжении длительного периода эксплуатации. Замена клепаных конструкций на пролетные строения с применением сварки может негативно отразиться на продолжительности жизненного цикла и стоимости эксплуатации металлических пролетных строений.